КУРЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
Введение. В России процент взрослого населения, курящих табак, составляет 21,9 % или 32,2 млн человек. Основным
психоактивным компонентом табака является никотин, который воздействует на структуры мозга, изменяет их функции через
взаимодействие с никотиновыми ацетилхолиновыми рецепторами и, опосредованно, ведет к нарушениям когнитивного
функционирования. Несмотря на многочисленные исследования в психиатрии, наркологии и медицинской психологии, вопрос
о состоянии когнитивных функций у курящих не решен окончательно. Цель исследования – проанализировать состояние
когнитивных функций у курящих и некурящих студентов старшего курса медицинского университета. Материалы и методы.
Выборка включала 100 студентов 5-го курса лечебно-профилактического факультета медицинского университета, которые
разделены на две группы: основная группа составлена из 38 человек со стажем курения сигарет и электронных средств
доставки никотина 1 год и более; контрольная – из 62 некурящих студентов. В качестве инструментов исследования были
методы психодиагностики: КОТ (краткий отборочный тест), «Прогрессивные матрицы Равена», методика «Узнавания фигур»,
тест Мюнстерберга. Дополнительно проведен расчет среднего балла зачётной книжки участников исследования.
Статистический анализ данных проводили с использованием языка R. Учитывался уровень статистической значимости
p<0,05. Результаты. В исследовании установлено, что уровень общего интеллекта (p=0,03095), общих умственных
способностей (р=0,00001) и успеваемость (p = 0,04693) у некурящих выше, чем у курящих. В тоже время показатели
кратковременной образной памяти (p = 0,05931), избирательности внимания (p=0,1503) у курящих и некурящих статистически
не значимы. Отсутсвует статистически значимая корреляция между стажем курения и показателями когнитивных функций
Выводы. Полученные данные указывают на курение, как один из факторов, влияющих на состояние когнитивных функций у
студентов старшего курса. Для решения указанной проблемы требуется проведение углубленного исследования. Введение. В России процент взрослого населения, курящих табак, составляет 21,9 % или 32,2 млн человек. Основным
психоактивным компонентом табака является никотин, который воздействует на структуры мозга, изменяет их функции через
взаимодействие с никотиновыми ацетилхолиновыми рецепторами и, опосредованно, ведет к нарушениям когнитивного
функционирования. Несмотря на многочисленные исследования в психиатрии, наркологии и медицинской психологии, вопрос
о состоянии когнитивных функций у курящих не решен окончательно. Цель исследования – проанализировать состояние
когнитивных функций у курящих и некурящих студентов старшего курса медицинского университета. Материалы и методы.
Выборка включала 100 студентов 5-го курса лечебно-профилактического факультета медицинского университета, которые
разделены на две группы: основная группа составлена из 38 человек со стажем курения сигарет и электронных средств
доставки никотина 1 год и более; контрольная – из 62 некурящих студентов. В качестве инструментов исследования были
методы психодиагностики: КОТ (краткий отборочный тест), «Прогрессивные матрицы Равена», методика «Узнавания фигур»,
тест Мюнстерберга. Дополнительно проведен расчет среднего балла зачётной книжки участников исследования.
Статистический анализ данных проводили с использованием языка R. Учитывался уровень статистической значимости
p<0,05. Результаты. В исследовании установлено, что уровень общего интеллекта (p=0,03095), общих умственных
способностей (р=0,00001) и успеваемость (p = 0,04693) у некурящих выше, чем у курящих. В тоже время показатели
кратковременной образной памяти (p = 0,05931), избирательности внимания (p=0,1503) у курящих и некурящих статистически
не значимы. Отсутсвует статистически значимая корреляция между стажем курения и показателями когнитивных функций
Выводы. Полученные данные указывают на курение, как один из факторов, влияющих на состояние когнитивных функций у
студентов старшего курса. Для решения указанной проблемы требуется проведение углубленного исследования.
Об авторах
Сергей Иванович БогдановРоссия
Дарья Сергеевна Пунина
Россия
Дарина Дмитриевна Сысуева
Россия
Олег Сергеевич Лысов
Россия
Валерия Александровна Ершова
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Богданов С.И., Пунина Д.С., Сысуева Д.Д., Лысов О.С., Ершова В.А. КУРЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. Innova. 2023;9(3).